Штосс


Штосс
, Фейт (Stoss, Veit), в Польше — СТВОШ, Вит (Stwosz, Wit) Ок. 1447, Хорб, Швабия — 1533, Нюрнберг. Немецко-польский скульптор, живописец и гравер. Учился, вероятнее всего, в Нюрнберге, где и работал до 1477. В 1477—1496 — в Кракове, в 1496—1533 — в Нюрнберге. Главное произведение Штосса — грандиозный алтарь Мариацкого костела в Кракове (1477—1489). Им исполнены также алтарь Марии для церкви Спасителя монастыря кармелитов в Нюрнберге (1520—1523, ныне — в соборе Бамберга), группа Благовещение в церкви Св. Лаврентия в Нюрнберге (1517—1518), несколько Распятий: в Мариацком костеле Кракова (1492), в церкви Св. Лаврентия в Нюрнберге (ок. 1500), в церкви Св. Зебальда в Нюрнберге (1520). За исключением каменного краковского Распятия материал всех этих работ — дерево. К каменной пластике Штосс обращался при исполнении надгробий короля Казимира IV (ок. 1492, Краков, Вавельский собор), прелатов церкви Петра Бнинского (ок. 1494, Влоцлавек, собор) и Збигнева Олесницкого (ок. 1495, Гнезно, собор). Главный алтарь Мариацкого костела в Кракове стал одним из наиболее значительных созданий европейской пластики переходной эпохи от готики к Возрождению. Это сложное по своему строению монументальное произведение (высота — 13 м, ширина — почти 11 м). В нем две пары створок (для будней и праздников). В центральной скульптурной части праздничной стороны изображена многофигурная группа Успение Девы Марии, которая фланкируется шестью рельефными сценами — эпизодами из жизни Девы Марии и Сына. Будничная сторона занята 12 рельефными композициями, посвященными также Деве Марии и Христу. Сооружение увенчивается архитектурным навершием готического рисунка с несколькими группами и фигурами. Алтарь вырезан из дерева и ярко расписан самим мастером (основные цвета — золото, красный, синий и зеленый), что придает ему необычайно мажорный характер. В художественно-пластическом решении алтаря видно и следование готической традиции, и гениальное предвосхищение нового, ренессансного, образного языка. Коленопреклоненная, изнемогающая Дева Мария окружена апостолами, каждого из которых скульптор наделил индивидуальным характером. Но это люди, существующие в мире возвышенно героических чувств. Драматический накал страстей, выражаемый жестами, позами, бурно развевающимися складками одежд, звучными цветовыми пятнами, подчинен строгой композиционной упорядоченности. Ясность и уравновешенность в расположении действующих лиц сообщает эмоциональному звучанию сцены торжественность и величие. Новая грань таланта Штосса раскрылась в мемориальной пластике, к которой он обратился, находясь в Польше. В надгробии Казимира IV мастер, следуя готической традиции, создал свободно стоящий мраморный саркофаг, на боковых стенках которого помещены рельефы, изображающие представителей разных сословий Польши с гербами польских земель, а на крышке — фигура покоящегося короля. Саркофаг окружен готическим балдахином. Материалом сооружения послужил красный мрамор с белыми прожилками. Кажется, что болезненно исхудалое лицо усопшего исполнено с натуры. В трактовке его нет ни готического натурализма, ни какой-либо схемы — оно индивидуально и покоряюще "жизненно", хотя и изображен умерший. Пластична и объемна его фигура, облаченная в мантию, ниспадающую крупными складками. Сходны по типу и трактовке и два других надгробия мастера, созданные в Польше. По-особому решена надгробная плита-эпитафия итальянскому гуманисту Филиппо Буонаккорси (ок. 1496, Краков, Доминиканский костел). Он был широко образованным человеком, королевским секретарем и учителем сыновей Казимира IV, поэтому получил в Польше прозвище "Каллимах" (по имени эллинистического поэта и ученого). Штосс, по-видимому, исполнил лишь модель плиты, отлита же она была лишь через 10 лет, уже в Нюрнберге в мастерской Фишеров. Несмотря на известные готицизмы, сказывающиеся прежде всего в условной трактовке ломких складок одежды, эпитафия отличается несомненной новизной содержания. Ученый изображен сидящим за пюпитром в кабинете. Его фигура органично вписана в прямоугольник центрального поля. Внизу — хвалебная латинская надпись-эпитафия, по сторонам — типичный ренессансный орнамент. Трактовка образа, подробный натюрморт, интерес к решению пространственной задачи вызывают в памяти живописные и гравированные портреты эпохи Раннего Возрождения, как бы воспроизведенные здесь в технике скульптурного рельефа. Вернувшись в Нюрнберг, Штосс продолжал работать в тех же жанрах скульптуры, которые он разрабатывал в Польше. Несмотря на сложные перипетии своей жизни, вызванные неудачными финансовыми спекуляциями, мастер не терял жажды творчества. В его искусстве все заметнее проявляются новые тенденции, связанные с формированием стиля Возрождения в Германии. Это сказывается в полнокровности изображения человека, в поисках большей пространственности в рельефных композициях, в появлении новых форм и видов пластики. Одним из интереснейших творений этого периода является нюрнбергское Благовещение. Фигуры архангела и Девы Марии заключены в овальную раму из розеток и находятся в главном нефе церкви. Ярко раскрашенные, позолоченные и к тому же освещенные многочисленными свечами, они воспринимаются как нечто фантастическое. Вместе с тем в самих образах нет никакой готической мистики и спиритуализма. Величавое достоинство и совершенная красота персонажей придают этому произведению подлинно ренессансное звучание. В исполненных несколькими годами позже рельефах алтаря для нюрнбергской церкви Спасителя ощущается все больший интерес мастера к передаче пространства. Основная группа центральной сцены Поклонение младенцу Христу решена в нескольких планах, за ней развернут еще и пейзажный фон, в который включены бытовые сцены. Мастер отказывается здесь от обычной для него раскраски дерева, стремясь достичь пространственного единства с помощью разницы в масштабе фигур. Так, к концу своей художественной деятельности Штосс приближается к созданию ренессансных по духу произведений.
Лит.: Савицкая В. И. Вит Ствош. М., 1977; Либман М. Я. Немецкая скульптура. 1350—1550. М., 1980; Lutze E. Veit Stoss. Berlin; Munchen, 1968; Veit Stoss in Nurnberg. Berlin; Munchen, 1983; Skubiszewski P. Wit Stwosz. Warszawa, 1985; Wit Stwosz. Studia o sztuce i recepcji. Warszawa; Poznan, 1986.
Л. Алешина

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Синонимы:

Смотреть что такое "Штосс" в других словарях:

  • ШТОСС — (от нем. stoss колода), азартная карточная игра из разряда банковых игр (см. БАНКОВЫЕ ИГРЫ). Каждый игрок и банкомет (см. БАНКОМЕТ) имеют свою колоду карт. Колоды могут быть в 52, 36 или 32 листа, главное, чтобы они были одинаковыми у игрока и… …   Энциклопедический словарь

  • "Штосс" — «», последнее прозаич. произв. Л. (1841), отрывок, начинающийся фразой «У графа В...был музыкальный вечер». Это неоконч. повесть о художнике Лугине, человеке со сложным внутр. миром; он тоскует по идеалу, «фантастическую любовь» к к рому Л.… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Штосс — Штосс, Файт (около 1447 1533)  немецкий скульптор. Штосс  старинная азартная карточная игра. Его относят к разряду банковских игр …   Википедия

  • Штосс — м. устар.; = штос Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ШТОСС — (нем.). Род азартной карточной игры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • штосс — сущ., кол во синонимов: 1 • штос (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Штосс — (Фрейт Stoss) знаменитый нем. скульптор, род. около 1450 г. В1477 г. отправился в Краков, где в 1489 97 гг. неоднократно значилсяцеховым мастером; разбогатев там, в 1496 г. возвратился в Нюрнберг. В1504 г., попавшись в подделке денежного… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • штосс —  ШТОС (ШТОСС)    , а, м.    1. Колода банкомёта.    2. Название карточной игры.    ◘ <...> лучше в банк или штосс: тут не надобно мастерства, а счастие. Д.Н.Бегичев. Семейство Холмских, 1833.    ◘ ◊ Г...ъ, окружённый понтёрами, резал штос;… …   Карточная терминология и жаргон XIX века

  • Штосс — (Фрейт Stoss) знаменитый немецкий скульптор; род. около 1450 г. В 1477 г. отправился в Краков, где в 1489 97 гг. неоднократно значился цеховым мастером; разбогатев там, в 1496 г. возвратился в Нюрнберг. В 1504 г., попавшись в подделке денежного… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Штосс, Файт — Файт Штосс Файт Штосс на картине Яна Матейко Алтарь Мариацкого костёла в Кракове …   Википедия

Книги

  • Штосс. Непристойная драма из русской жизни, Дмитрий Аккерман. Тихая, патриархальная средняя полоса России. Время, кажется, навсегда замерло здесь. Но под покровом внешнего спокойствия бушуют невероятные страсти… Кто из героев сумеет выйти… Подробнее  Купить за 200 руб электронная книга
  • Штосс. Аудиоспектакль, Михаил Лермонтов. Повествование в «Штоссе» развертывается вокруг главного героя, художника Лугина. Лугин – наделенный острым, проницательным умом трезвый аналитик, осознающий несовершенство окружающей его… Подробнее  Купить за 149 руб аудиокнига
  • Штосс, Михаил Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841) – гениальный русский поэт, прозаик и драматург, классик отечественной и мировой литературы. Великолепны его стихи и поэмы, не уступают им по… Подробнее  Купить за 59 руб аудиокнига
Другие книги по запросу «Штосс» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.